Тайм менеджмент

Как успеть все! Принципы тайм-менеджмента

Как успеть все? Вопрос, который волнует, наверное, большинство людей. Особенно беспокоит тех, кто активно занят в бизнесе, работе, карьере. Хочется успеть огромное количество вещей: зарабатывать деньги, заниматься спортом, проводить время с семьей, заниматься хобби. В этой статье расскажу про принципы тайм-менеджмента, они относятся не только к делам или спорту, но и к жизни в семье.

Как успеть все! Принципы тайм-менеджмента

Какой план? 

Важно выстроить приоритеты, понять, что важно в данный период времени. 

  • Например, пока ребенок маленький, его приходится много носить на руках. В такой ситуации нужно понять, что я могу делать, когда я ношу его на руках.
  • Когда ребенок начинает активно играть, познавать мир — важно выделять время на игры с ним. При это также важно выделять время на свое хобби, на уход за собой, на спорт.

Принципы тайм-менеджмента и дети

Когда вы выстраиваете приоритеты, уже лучше складывается распорядок дня. К слову, с тремя детьми уже не получится действовать, как с одним, просто не успеть физически. Ты вынужден осваивать совсем другие подходы и методы, оптимизировать процесс. Ты начинаешь подходить гораздо эффективнее распоряжаться теми 15-16 сознательными часами в день.

Давайте разберем основные принципы тайм-менеджмента, на которых строится ответ на вопрос «как успеть все?». Он состоит из четырёх фундаментальных составляющих:

  1. Планирование;
  2. Дисциплина;
  3. Использование рычагов;
  4. Отдых и восстановление.

Теперь разберемся поподробнее в этих четырех инструментах:

Первая идея — планирование

Многие из нас наверняка пробовали составлять план. При этом у большинства из нас планы не работают. Мы начинаем составлять красивый план, все прекрасно. Но на следующий день план летит вверх тормашками из-за внезапных внешних обстоятельств. Как с этим бороться? Если мы понимаем, что в нашей жизни происходят неожиданности, мы можем это спланировать, расставляя в течение дня блоки резерва.

Планирование и использование блоков резерва

Допустим, мы жестко расписали, что сделаем в течение этих двух часов. После мы вставляем пустой блок, так его и называем: «резерв на 1 час» или «блок резерва». То есть мы забронировали это время именно на «тушение пожаров», на закрытие неожиданных дел. В таком случае оказывается, что мы учитываем неожиданности.  Конечно, можно сказать, что описанный план будет включать очень мало, но вопрос, что лучше? Идеальный план, который сбывается на 0-50% или план, который выполняется на 90-100%?

Да, в нем меньше дел, но это начинает формировать у нас правильную привычку «сказал = сделал», «запланировал = сделал», которая позволяет добиваться действительно колоссальных результатов, особенно в деловой среде.

Многие так и пускают жизнь на самотёк, говорят: «Планирование у меня не работает, это не для меня. Поэтому буду жить, как живу». Ну что ж, тогда вопрос «Как успеть все?» для вас останется неразрешенным. А если хочется успеть много вещей, будете быстрее учиться планировать эффективно.

Прерывание

Одна из главных и наиболее важных проблем — прерывание. В чем оно заключается? Представьте, мы с вами едем на автомобиле, и вдруг я резко дергаю ручной тормоз. Что происходит? Мы останавливаемся. После этого снова едем, допустим, на скоростной трассе. Разогнались до большой скорости, дернули ручник, остановились. Затем снова набираем скорость, то есть заново поехали. Набираем скорость, и снова дергаю ручник! На эффективное такое движение, очевидно, не похоже. Мы тратим время на торможение и разгон. На то, чтобы разогнать автомобиль, требуется намного больше бензина, и это совершенно неэффективно. Именно это происходит с нами в повседневной жизни.

Представим. Мы сидим, заняты какой-то деятельностью, погружены в нее. Делаем ее эффективно, качественно, и тут заходит коллега по работе, начинает что-то спрашивать, либо раздается телефонный звонок, либо что то еще. Казалось бы, мелочь, мы отвлечёмся буквально на три минуты и после этого вернёмся к тому, своей задаче. Но особенность нашего мозга заключается в следующем: чтобы выйти на пик эффективности, нам требуется около получаса. 30 минут времени нужно для того, чтобы наш мозг разогнался, включился в какую-то конкретную деятельность. Вспомните, когда вы беретесь за сложную задачу, возникает ощущение, что «как-то не идет». Все как с машиной. Она не стартует сразу с 4 или 5 скорости, а постепенно набирает обороты. Точно так же и мы, наш мозг инертен.

Выделите хотя бы час в течение дня, который вы проведете без прерываний. Отключите мобильный телефон, все социальные сети, мессенджеры, чтобы ничего не отвлекало. Попросите коллег, друзей, родственников не беспокоить. Скажите, что у вас очень сложная и важная задача. Если вы это сделаете, то увидите, что за этот короткий промежуток времени вы успеете выполнить колоссальное количество дел.

Как мы обычно выполняем дела в повседневной реальности? Мы мечемся между огромным количеством задач, хватаемся за 2 или 3 одновременно. Это создает ощущение постоянного стресса и перегрузки.

Вторая идея — дисциплина


Когда великого скульптора спросили, как ему удается превращать огромные каменные глыбы в прекрасные статуи, он ответил: «Я просто беру глыбу и отсекаю все лишнее».

Дисциплина


В нашей повседневной деятельности в вопросе как успеть все этот принцип работает точно также: начинай отсекать лишнее. Если мы посмотрим, чем заполнена наша жизнь, то увидим огромное количество дел, не двигающих нас вперед или даже высасывающих силу, энергию, деньги… Посмотрите, где и в каких точках мы убиваем время — это могут быть соцсети, компьютерные игры, копание картошки на даче и т.д. Я крайне рекомендую регулярно себе задавать вопрос: «То, что я делаю прямо сейчас, действительно важно? Это та задача, на которую стоит тратить время своей жизни?» 

Календарь 90 лет жизни в неделях и принципы тайм-менеджмента

Очень часто мы даже не задумываемся о том, куда тратим свое время. Чтобы сфокусировать нас на действительно важных вещах, есть отличная вещь, называется «Календарь 90 лет жизни в неделях».

Инструмент работает весьма жестко: как только проходит неделя, ты заштриховываешь очередной квадратик, ещё неделя — ещё квадратик, месяц — 4 квадратика. И смотришь, сколько тебе осталось. Когда ты видишь, что прошла неделя, и очередная полосочка стремится к концу, понимаешь — она не бесконечна. С одной стороны это огорчает, но с другой — отрезвляет. Ты начинаешь ответственно относиться к своему времени. Ты выбираешь, что важнее: посидеть за компьютерной игрой два часа или поиграть с ребенком, съездить с семьей в поход, заняться самообразованием.

Казалось бы, простая вещь, но она помогает сфокусироваться и отсечь лишнее. Каждую неделю закрашивайте по одному квадрату в календаре.

Календарь 90 лет жизни в неделях

Слово НЕТ

Есть такой фильм «Всегда говори да», может быть вы смотрели его. Идея в следующем: надо чаще говорить да, тогда тебе открывается масса возможностей и жизнь становится более интересной, яркой, насыщенной. Все здорово, но сегодня, особенно если вы активный человек, занимаетесь бизнесом — у вас куча задач и проектов. Гораздо важнее научиться говорить нет тем вещам, которые нам не нужны, которые не помогают развиваться, двигаться вперед. Не нужно разбрасываться своим временем и ресурсами на кучу разных задач. Так что чаще говорите нет, это тоже важно.

Третья идея — использование рычагов

Можно быть крайне эффективным человеком самостоятельно, но рано или поздно вы упрётесь в потолок. Чтобы пробить этот потолок, надо понимать, что на весах всегда висят две величины: время и деньги, и одну величину можно менять на другую. Например, большинство людей меняет время на деньги работая по найму. То есть они 8 часов своей жизни меняют на какое-то количество денег. Но можно и обратно — покупать время. Если мы добьемся того, что наше время будет стоить больше, мы сможем купить время, которое стоит дешевле. Таким образом мы получаем существенный рычаг. Вам нужно понимать эту стратегию обмена времени на деньги, причем не в одну сторону, а научиться эффективно покупать чужое время, находить точки, где это гораздо выгоднее. 

Использование рычагов

Определите стоимость своего времени. Для этого нужно разделить свой месячный доход на количество рабочих часов. Допустим, вы посчитали, и один час вашего времени стоит 500 рублей. Дальше смотрим: если мы можем купить время дешевле, допустим, нанять няню, взять домработницу, поехать на такси вместо общественного транспорта или что-то еще, мы должны это делать. Это простой принцип, и когда начинаешь о нем задумываться, все резко меняется. Особенно, когда начинаешь думать над задачей «как повысить стоимость этого часа».

Принципы тайм-менеджмента. Отдельное слово о спорте

Когда мы обсуждаем вопрос «как успеть все», обычно говорим про нашу деловую часть жизни, бизнес, карьеру и т.д. Но помимо этого есть огромное количество других сфер жизни, в частности, спорт. Я считаю, это очень важная часть жизни. Она сильно влияет на твое развитие во всех остальных сферах. Почему?

Спорт дисциплинирует. Ты приучаешь себя регулярно ходить на тренировки, преодолевать себя. Преодоление — важная составляющая успеха. 

Люди часто говорят: «Когда мне еще заниматься спортом? У меня и так времени нет, я ничего не успеваю, еще и на спорт находить несколько часов в неделю. Это выше моих сил». Но на самом деле происходит обратное. Когда ты начинаешь выделять время, дисциплинировать себя, требовать от себя минимум 3-4 раза в неделю ходить на тренировку, то оказывается, что в единицу времени происходит еще большее количество событий.

Еще больше статей на эту тему смотрите в разделе тайм-менеджмент

Допустим, в неделю ты уже впихиваешь помимо всего того, что делал, еще четыре тренировки и начинаешь совсем по-другому относиться к потере времени, к тому, с кем его проводишь. Поэтому, чем больше ты себя нагружаешь в этом плане, тем больше ты начинаешь успевать просто потому что начинаешь гораздо более эффективно относиться к своему времени. 

Четвертая идея — восстановление

Мы с вами разобрали планирование, дисциплину, использование рычагов в виде времени других людей, и четвертая составляющая — это восстановление. Как это использовать?

Теория часов пик в течение дня. У каждого из нас, если мы посмотрим, день по энергетике выглядит примерно так.

  • Есть какие-то периоды, когда мы наиболее полны сил и энергии. У кого-то это интервал с 9 до 11 утра и с 19 до 21.
  • И наоборот периоды, когда мы когда мы, вялые сонные. Например, время вокруг обеда с 14 до 16 часов.

Как это можно использовать? Очень просто. Мы смотрим на наши периоды пика эффективности и ставим сюда самые сложные дела, требующие наибольшей концентрации и фокусировки внимания, и наоборот, какие-то простые, рутинные задачи мы планируем на период, когда мы не столь энергичны. И оказывается, мы не просто хаотично разбросали что-то по дню а учли пики своей эффективности.

Итак, как успеть все?

Вот четыре принципы тайм-менеджмента:

  1. планирование
  2. дисциплина
  3. использование рычагов
  4. отдых и грамотное восстановление

Освойте эти четыре навыка и вы будете успевать не просто все, а намного больше. 
Успехов вам! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.